АЛЕКСАНДР СТРАНИЧКИН: БИЗНЕС В АБХАЗИИ, КАК ПРАВИЛО, РАЗВИВАЕТСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ГОСУДАРСТВА
Имеется ряд факторов мешающих развитию предпринимательства в Абхазии и одним из них является – высокие процентные ставки по кредиту. Не все предприниматели имеют первоначальный капитал, для того чтобы начать, не просто не большой, но даже малый бизнес, а тот процент ставок, который у нас сегодня есть, им не посилен. Например, если предприниматель занимается только торговлей, то он может себе позволить взять небольшой кредит на два-три месяца, но если это производство, то это должен быть достаточно длинный кредит и уж тем более если строится предприятие, то кредит придется брать на несколько лет. Даже если вы будете строить объект отдыха который требует достаточно больших затрат, время отдачи кредита, и процентов по нему будет достаточно длинным и поэтому здесь конечно же есть вопросы.
Или, к примеру, вы хотите купить какой-то объект и вам нужны инвестиции – иногда ни российской, ни другой инвестор не приходит, потому что это достаточно большие деньги и нет гарантии их защиты. Посмотрите в той же столице есть ряд объектов, которые стоят 20-30 лет и к которым невозможно подступиться, потому что за ними стоят люди и действует правило «занято».
Естественно, что они захотят либо голевое участие, либо просто продают этот объект за баснословную цену и никто не хочет с ними связываться.
Но тем не менее, сейчас идет большое строительство потому что стоимость услуг возросла предоставляемых, и, соответственно, возросли затраты, но даже если они быстро окупаются, риск, тем не менее – сохраняется. При этом, и это самая главная проблема, внутри страны ощущается недостаток денег.
Сегодня большинство предприятий, которые работают, за некоторым исключением, это фактически и есть малыйбизнес. Много раз была попытка создать единый закон о поддержке малого предпринимательства, более того, в 2001 году Кабинет министров принимал решение о поддержке малого предпринимательства, но оно так и осталось на бумаге.
Вся проблема опять-таки в наличии финансовых средств, для того чтобы стимулировать развитие малого бизнеса. Такая попытка предпринималась через Фонд приватизации, но не всегда деньги, которые выделялись из этого фонда использовались по назначению или возвращались.
Здесь существует очень интересный момент: даже если предположить, что банк вам дает кредит по 12%, часть этого процента, могло бы взять на себя государство – субсидировать процентную ставку, потому что развитию бизнеса может помочь только дешевый кредит.
В Абхазии есть понятие залога под кредит и многие отдают в залог квартиры, но если человек не возвращает кредит, эта квартира зависает у банка потому что ее, как вы знаете, продать нелегко. То есть возникает проблема залога.
Есть еще очень интересная вещь – гарантия. Предположим у вас есть гарант, но ему будет неприятно, если весь кредит на него повесят, поэтому не каждый согласится стать гарантом.
Если говорить о жилье, то мы еще не готовы к ипотеке. Тот кто ее оформляет должен быть платежеспособным. Сейчас у нас продаются квартиры, порой до 90 тысяч рублей за один квадратный метр, но такие цены присущи Российской Федерации.
Стоит отметить, что бизнес в Абхазии, как правило, развивается независимо от государства и, как следствие, другая проблема возникает – многие уходят от налогообложения. Сегодня многие говорят о необходимости повышения пенсии, а как это сделать, если отчисления, которые идут в Пенсионный фонд – низкие, потому что те же предприниматели занижают показатели по зарплате, не платят сполна налоги… Как вы думаете, человек может работать за 3-4 тысячи в месяц?
Мы же должны думать о будущем и о взрослом поколении. Сегодня абхазская пенсия, хотя правильнее ее называть пособием – от 500 до 2500 рублей. То есть, у нас нет системы нормального пенсионного обеспечения.
Более того, люди работали министрами, чиновниками, но у нас до сих пор нет закона о госслужбе согласно которому, они должены получать повышенную пенсию, но этого нет. Нам нужно абхазскую пенсию увеличивать и это движение должно быть обоюдно: и государство бизнесу должно помогать, и бизнес государству.
Еще должна быть развита система страхования. Нам нужно страховать все, начиная от жизни, заканчивая перевозками, строительством, торговлей и др. – это мире котируется. Вообще, страховое дело в некоторых государствах составляет до 10% от ВВП.
У нас есть Гражданский кодекс – это своеобразная конституция для предпринимателей и взаимодействие их с государством. Конечно, в развитии этого был принят ряд законов о предприятиях, об инвестициях, но необходимо чтобы население было информировано об этих законодательных актах.
По закону есть ряд документов, которые упрощают налогообложение в различных отраслях, чтобы легче работалось. Нужен закон о поддержке предпринимательства, но, опять-таки, для этого нужны специальные средства, чтобы можно было эту сферу поддерживать. В экономике должна развиваться не только торговля, но и производство, потому что существует понятие «добавленная стоимость», не налог на добавленную стоимость, а именно «добавленная стоимость». Она бывает только от высокотехнологичных отраслей и приносит больше дохода и если добавленная стоимость низкая, соответственно и ВВП будет более низким, то есть нужно развитие промышленности.
До войны и после войны в Сухуме работал Химзавод, который выпускал продукцию, но 7-8 лет назад появились люди, которые выкупили этот завод, и дальше продвижения нет. Проблема заключается в том, что если ты выкупил объект, но в течении 2-3 лет не начал восстанавливать производство, то надо просто расторгнуть договор о приватизации. Даже если человек захочет его перепродать, то перепродавать надо тем людям, которые будут заниматься производством.
У нас очень много таких предприятий. Та же обувная фабрика – больше двух миллионов пар обуви в год производилось. Нужно постепенно создавать предприятия или, по крайне мере предлагать это сделать инвесторам. И это касается не только Сухума, но и других районов.
Ну и, конечно же нужна система образования, которая будет готовить специалистов в определенных отраслях. Те же самые предприниматели могли бы делать госзаказ на какие-то определенные специальности, мы не знаем какие специалисты нам нужны, также как не знаем, какие специалисты у нас сегодня есть.
Сейчас опять идет разговор о восстановлении шахт, значит и специалистов для них надо тоже готовить.
Нужно так же к отрасли отдыха менять сам подход, делать его круглодичным, обеспечить человеку комфорт, разного рода удобства, те же бассейны, чтобы отдыхающий мог плавать и зимой. А также создавать лечебную базу.
Зачастую, открывая какое-то дело или начиная поиск инвесторов, наши граждане не бывают знакомы с элементарными законодательными актами.
В свое время была попытка издания брошюры, которая бы разъясняла какие нормы применяются, что нужно делать при открытии своего бизнеса, как действовать в определённых условиях и т.п. Это обязательно нужно сделать, потому что законы, которые издаются, не всем доступны.
Допустим, я занимаюсь бизнесом и у меня нет времени искать законы, где что написано… Нужны основные выдержки – начиная от организации, регистрации налогообложения и др. Но надо еще обучать менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, чтобы люди все это знали.
Та же Торгово-промышленная палата могла бы организовать какие-нибудь упрощенные курсы для подготовки бизнесменов, совместно с Госуниверситетом. В АГУ есть отдел по повышению квалификации и переподготовке, можно с ними поработать, совместно создать какую-то программу, организовать различные семинары и тренинги.
Можно образно сказать создать курсы по малому бизнесу. В этом должны участвовать и банки, и университет, и сами предприниматели.
Нам нужно задействовать молодежь, создавать предприятия, потому что у нас очень много молодежи не работает. Более того, уже не одно поколение выросло, которое ни одного дня не работало. Хотя есть очень хорошая молодежь: мы в этом году в очередной раз ездили на олимпиаду в Москву и выиграли ее обыграв МГУ, и Высшую школу экономики. Они не ожидали такого.
Надо использовать таких ребят, но дело в том, что сам бизнес не отслеживает их потенциал, а государство не может создать такое количество мест, чтоб все были чиновниками, надо делать так чтоб и бизнес тоже брал во внимание, что у нас есть способные ребята.
Сегодня у нас нет Центра занятости, но можно создать частную фирму или совместное партнёрство с государством и охватить хотя бы 50% специалистов, которые ищут работу или в которых нуждается бизнес, но для этого необходимо обоюдно-встречное движение.