НАША МЕЧТА - ЗАНЯТЬ 5% РОССИЙСКОГО РЫНКА НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКИ

НАША МЕЧТА - ЗАНЯТЬ 5% РОССИЙСКОГО РЫНКА НАТУРАЛЬНОЙ КОСМЕТИКИ

04.08.2020

Рубрика: Мнение Предпринимателя

Сегодня в рубрике «В гостях у бизнеса» Сергей Николаевич Андриянов – генеральный директор ООО «Золото Абхазии», единственной в республике компании-производителя натуральной уходовой косметики, созданной по уникальным формулам из местного экологически-чистого сырья

О собственном бизнесе в Абхазии мы задумались в конце 2014 - начале 2015 года, когда было принято решение переехать в Абхазию. Но идея производства натуральной косметики родилась не сразу. Начинали мы с отработки технологии заготовки сырья. Это, оказалось, очень непростой процесс – пришлось привлекать специалистов-технологов, которых в Абхазии нет. Нам удалось убедить настоящих профессионалов косметической отрасли России посотрудничать с нами. В итоге родились первые формулы наших косметических продуктов.

Хочу отметить, что по профессии я юрист, специализация: публичное, в том числе избирательное право. То есть от производства косметики я также далёк, как артист балета от изготовления чачи. Это теперь мы знаем про органическую косметику значительно больше, чем написано в учебниках.

Всех «первых шагов» уже не вспомнишь, но из самых знаковых, конечно, это создание юридического лица, регистрация товарного знака «Золото Абхазии» в Роспатенте, которая заняла два года. Затем разработка первых рецептур и технологических решений, фирменного стиля. Мы же делаем не просто натуральную косметику, а в сувенирном исполнение, поэтому внешний вид, стиль упаковки имеет наиважнейшее значение. Так что наше дело – это ещё и творчество.

Были, конечно и определенные трудности, в том числе и объективного плана, с которыми мы и сегодня регулярно сталкиваемся. Но мы их преодолеваем, особо не жалуясь. К примеру, в Абхазии практически полностью отсутствует культура труда и производства. Большая проблема найти не просто квалифицированного сотрудника, но и ответственного за результат и качество работы, понимающего и принимающего условия режима труда, аккуратного, готового к обучению. В начале пути мы не думали, что придётся брать на себя ещё и функцию воспитателя, а иногда и преподавателя профмастерства. И, еще, я до сих пор не привык к местной ментальности.

И все же мы делаем абхазскую натуральную косметику, то, чего раньше здесь никто никогда не делал. Отрасли производства «косметика» никогда в Абхазии не существовало, хотя здесь разнообразный и исключительно полезный по своим фармакопейным и косметическим свойствам растительный мир. Это огромный источник натурального сырья. Кроме того, в республике есть чистейшая вода. То есть, процентов 50-80 формулы любой качественной уходовой косметики. Но ни у кого не возникло желания заняться переработкой сырья и созданием косметических полупродуктов. Не существовало и формул косметических средств на основе местных растительных компонентов. Всё это мы сделали сами, с нуля.

Хочу подчеркнуть, что это колоссальные финансовые и интеллектуальные вложения. Разработка простого одно-двухкомпонентного косметического продукта «от идеи до опытного образца» может занять от пары месяцев до года. Сложного, многокомпонентного – от года до двух. В среднем месяцев 10 точно. Это связано и с сезонностью заготовки сырья, и со сроками отработки формул на этапе опытного образца, тестирования на предмет безопасности, и, конечно, эффективности.

Сегодня в мире натуральная, органическая косметика – это до 15% всего объема выпускаемых и потребляемых косметических уходовых продуктов. В России рынок «зелёной» косметики чуть скромнее – около 7-10%, но и это огромные объёмы. Абхазия же, несмотря на свою субтропическую уникальность, до последнего времени ничего не могла предложить российскому потребителю. Хотя тот же Крым представлен на рынке уже 25-ю производителями органической или полу-органической косметики, а в советское время было только два небольших производства на базе опытных совхозов.

То есть там уловили мировой тренд и смогли в сотни раз увеличить предложения и по ассортименту, и по объему. Мы пока точно догнали братьев-крымчан, да и других российских, белорусских производителей, по качеству и эффективности продукции. Мы пока догоняем их по оптимальному ассортименту, может где-то перегнали по уникальности, но по объемам – отстаём на несколько порядков.

«Источниками вдохновения» и основой наших авторских формул являются фейхоа, мандарин, лавровишня, лавр, эвкалипт, грейпфрут, маклюра оранжевая, плющ колхидский, абхазская лаванда, виноград аборигенных сортов, мушмула, хурма, киви, кипарис. Эти растения обладают уникальными косметическими свойствами. С ними мы работаем, но многие растения, их плоды ещё в «разработке», в идеях. Это, собственно и есть настоящее «Золото Абхазии», во всех смыслах – и в прямом, и в переносном.

Развитие наших идей, формул продуктов идёт от простого к сложному. Начинали с гидролатов, масляных и глицериновых экстрактов. Потом научились варить мыло. Следом появились уксусы из субтропических фруктов и серия косметики с ними. Более высокий уровень наступил через год: скрабы, маски для лица и тела, крем-мыло. Ну, а потом «по запросам трудящихся» в нашей линейке появились шампуни, гель для души, маска-кондиционер для волос. Последняя высота – это наши кремы, которыми мы гордимся. Сначала создали семь позиций, на подходе ещё пять, в том числе с буйволиным молоком. И три вида сывороток. Это совсем скоро, даст Бог.

Нас всегда спрашивают, какой продукт является лицом компании. Тут сомнений быть не может – шампунь с чачей. Это наш специалитет – аналога нигде и близко нет и наша абсолютная гордость. Предпринимательское чутьё подсказывает, что и кремы с буйволиным молоком станут косметическим суперхитом, за которым выстроится очередь.

У меня есть свои принципы и правила ведения бизнеса – мы честно делаем свою продукцию. Того же требуем и от всех, кто с нами сотрудничает. В этом смысле, мы – жёсткие ребята.

В тоже время мы пока не можем сказать, что успех состоялся. Успех будет, когда на вопрос «Знакомы ли вы с абхазской натуральной косметикой?» хотя бы половина жителей Абхазии ответит «Да!». Пока нас больше знают за пределами Абхазии – это факт.


Хочу отметить весьма интересную вещь: в абхазском периоде предпринимательства, как ни странно, мы стали более расслабленными. Живя между Москвой и Подмосковьем приходилось постоянно быть собранным, застёгнутым на все пуговицы, готовым куда-то бежать. Здесь другой ритм жизни. Он, безусловно, оказывает на нас свое влияние – когда удачное, а когда не очень, и это несмотря на наше сопротивление. Но одно могу сказать точно: нам интересно то, чем мы занимаемся.

Что касается ситуации с COVID-19, то наш бизнес, как считают госструктуры, не попал в перечень отраслей, наиболее пострадавших от эпидемии коронавирусной инфекции. Но по факту мы пострадали, потому что приостановили производство и продажу косметики, надеемся, что временно. Более того, мы не подготовились к жесткому карантину на границе, не провели накопления продукции на складе в России – потому пострадала логистика интернет-магазина.

Мы не были готовы и к тому, что турпоток сократится до нуля. Турист – наш основной клиент и основной ценитель абхазской натуральной косметики. С открытием границы появилась надежда на выправление ситуации.

Что касается планов, то в нынешних условиях главное сохранить дело. А перспективы у нас очень хорошие.

Если говорить о мечтах, связанных с производством, то самые реальные, краткосрочные мечты – это выпуск уникальных кремов с буйволиным молоком и принципиально новой для нас продукции – сывороток для ухода за кожей, по-новому решающих задачи качественного восстановление тонуса кожи и её внешней привлекательности независимо от биологического возраста. Степень готовности этих позиций – до 90%. Так что мечтам суждено сбыться, если не появятся новые «форс-мажоры».

Конечно, есть и мечта максимум. Это занять 5% российского рынка натуральной косметики. Мечта реальная, скромная даже. Хватило бы здоровья и настроения. Без настроения не получится! Ведь настрой на развитие – очень важная мотивация. Сегодня мы, если честно, небольшое опытное производство. А товарный рывок на российский рынок – это уже серьёзное производство, на создание которого надо не только решиться, но и вытянуть его. Мы за всё это время никогда и ничего не просили от государства, всегда полагались на собственные силы и возможности. Но отношение государства к бизнесу, не на словах, а на деле, очень важно. Оно помогает сохранить этот настрой, мотивацию на развитие.

А еще в планах стать членом Торгово-промышленной палаты – мы созрели для этого. Кстати, мы приняли участие в «Каталоге предприятий Абхазии 2020». Может «вызреют» ещё и какие взаимно-интересные проекты. Поживём-увидим…