РУБРИКА "МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ". ДМИТРИЙ МАРШАНИЯ
Продолжаем рубрику «Мнение экспертов и предпринимателей». Ситуацию с развитием предпринимательства в республике и законотворчеством в этой сфере, комментирует депутат Парламента, член двух комитетов – по государственно-правовой политике и по бюджету, кредитным организациям, налогам и финансам, – Дмитрий Маршания.
Что мешает развитию предпринимательства? Во-первых – нынешний процесс кредитования. И тут дело даже не в законе, а скорее в привлечение денежной массы. Ни один закон не будет работать, пока у государства – регулятором у нас является национальный банк, – не будет кредитной массы, которая предоставляется по нормальным процентным ставкам, иначе эффекта не будет. Денежную массу же мы можем привлечь только при правильном администрировании процесса кредитования и нашего налогового законодательства.
Кстати сейчас, идет процесс гармонизации абхазского законодательства с российским, а это значит, что в скором времени у нас появится новый налоговый кодекс. Также в Парламенте на рассмотрении находится законопроект по упрощенному налогообложению.
Стоит отметить, что по оценкам экспертов теневая экономика у нас составляет около 20-30 миллиардов рублей в год, поэтому, чтобы банки могли кредитовать, всю денежную массу нужно вывести с тени, а для этого нужны правильные законы. Один из них – закон о льготном налогообложении, чтобы тому же предпринимателю, было невыгодно скрывать свой доход. Более того, у нас большое количество налогов, их можно и нужно сокращать.
Здесь немаловажную роль играет наличие контрольно-кассовых аппаратов – до 2025 года, они должны быть во всех коммерческих точках. По статистике, введение контрольно-кассовой техники, увеличивает поступления бюджет от 25 до 40%.
Ну и, конечно же – нужен строгий валютный контроль. Пока все эти механизмы мы не задействуем, государство не сможет нормально функционировать и, в том числе, решать вопросы льготного кредитования.
Стоит отметить, что в Абхазии хороший закон об инвестиционной деятельности, в котором заложены определённые преференции, но – при определенной сумме инвестиций.
В тоже время, у нас очень серьезные бюрократические препоны: чтобы зарегистрировать какое-то предприятие, необходимо использовать электронный документооборот, то есть, все должно быть максимально упрощено. К примеру, приехал иностранный или даже пусть это будет наш национальный инвестор, очень много времени тратится на сбор разного рода документов, хотя это все можно делать в электронном виде.
Парламент должен все эти барьеры упростить максимально и у нас лежит пять-шесть законопроектов, которые должны принести пользу в этом направлении.
В планах – создать в Народном Собрании рабочую группу с привлечением специалистов, юристов, экономистов, которая будет решать вопросы по льготам, по налоговым каникулам и др. Это необходимо сделать для того, чтобы, во-первых – у субъектов экономики не было механизмов уйти от налогообложения и, во-вторых, чтобы это стимулировало людей к открытию своего бизнеса.
Законопроект, который депутаты собираются рассмотреть после каникул, как раз направлен на развитие среднего и малого бизнеса. Это закон о налоговых каникулах для юридических и физических лиц на территории Очамчырского, Ткуарчалского и Галского районов. В период действия режима налоговых каникул, единая ставка – 0% применяется в отношении следующих видов налогов: налога на прибыль предприятий и организаций предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, на имущество предприятий, спецналога на отдельные виды деятельности для физических лиц. Эти регионы – дотационные и в случае принятия этого законопроекта, такие налоговые льготы послужат стимулом для привлечение инвестиций. Пока так.
Что касается Сухума и Гагрского районов, то они самостоятельно зарабатывают деньги. Гагра, буквально пару лет назад, сама зарабатывает деньги, за счет улучшения системы налогообложения.
Но чтобы получить режим налоговых каникул, нужно будет формировать финансовую дисциплину – опять же использовать контрольно-кассовые аппараты, деятельность юрлиц должна осуществляться посредством эксплуатации объектов или оборудования, незадействованных в хозяйственном обороте на территории Абхазии до 1 января 2023 года.
То есть, нельзя просто взять и перевезти свое оборудование из Гагры или Сухума – в Очамчыру или Ткуарчал, предприниматели должны использовать новое оборудование.
Депутаты определяют каких видов деятельности это будет касаться – производства или сельского хозяйства… Хотя, в сельском хозяйстве и так действуют льготы. Но теперь это будет распространяться на туристические объекты, на добычу полезных ископаемых и др.
Также стоит отметить обязательное ведение специальной статистической отчетности по форме и в порядке утвержденных Кабинетом министров. Для чего это делается? Везде, где вводился режим налоговых каникул, эффект от своей деятельности предприниматель получал через 2-3-4 года и только при условии применения контрольно-кассовых аппаратов и соблюдения финансовой дисциплины.
Отдельно хочу остановиться на законе о так называемом ввозном налоге на добавленную стоимость и для чего он вообще существует. Во всем мире НДС вводится для тех видов товаров, аналоги которых производятся в странах. То есть это своего рода защита внутреннего производителя. У нас, к сожалению, товаров производится мало и, по сути, НДС мы можем применять в отношении питьевой и газированной воды, безалкогольных напитков, вино-водочных изделий и др., то есть в отношении того, чем мы сами себя можем обеспечивать на территории Абхазии.
Но, на самом деле, под этот вид налога попадает большое количество товаров.
Более того, планировалось средства от этого вида налога направить на кредитование предпринимательской деятельности и, тем самым, стимулировать производство товаров на территории Абхазии. Но, в итоге, ввозной НДС стал существенным источником наполнения бюджета и только.
Кстати, сейчас мы рассматриваем перечень товаров, чтобы не было у нас ухода от НДС. Мы также предлагаем ввести отсрочку от НДС на два-три месяца, потому что не все предприниматели могут его сразу заплатить.
По моему мнению можно было бы какие-то группы товаров освободить от уплаты НДС, или хотя бы выручку от этих товаров направить на кредитование. Но сам по себе этот вид налога нужен и он есть во всем мире. Просто сам расход внесенных в виде налога средств должен идти на другие цели.