ЗАУР ШАЛАШАА: НА МОЙ ВЗГЛЯД, НАШЕ ГОСУДАРСТВО ПРОВОДИТ ВЕРНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
Экономика Абхазии, как бы сегодня кто к ней не относился, сложилась именно как национальная, взаимосвязанная структура. Думаю, следует напомнить, что в результате военных действий экономике Абхазии нанесен ущерб в размере 14,1 млрд долларов. Восстановить народное хозяйство было очень сложно, тем более в условиях объявленных против республики экономических санкций со стороны ряда стран СНГ, в том числе – России. И лишь благодаря смене политического курса Российской Федерации в конце 90-х, экономическая блокада с Абхазии в одностороннем порядке была снята, далее последовало признание нашей государственности и постепенно экономика и предпринимательство начали развиваться. Более того, мы определились с основными отраслями, в том числе – взаимосвязанными.
Пример успешного развития предпринимательства – это ООО «Вина и воды Абхазии», которое частично работает на местном сырье. Из года в год объем выпускаемой ими продукции увеличивается, более того – она успешно конкурирует на внешних рынках не только в России, но и других странах.
Другим примером является ООО «Пивоваренный завод Сухумский» – тоже очень успешный проект реального сектора экономики, где довольно приличное, по абхазским меркам количество занятых, как и в «Винах и водах Абхазии». И, самое главное, два эти предприятия являются одними из основных налогоплательщиков.
К таким же успешным нужно отнести сектор связи: операторы сотовой связи «Аквафон» и «А-Мобайл» превратились в очень прогрессивные предприятия, где, с учетом увеличения мест реализации предоставляемых услуг, количество занятых из года в год растет.
Так же можно вспомнить совместные предприятия с турецким или российским капиталом, которые технологически обновили производства и вполне успешно работают.
Организации оказывающие услуги в туристической и в санаторно-курортной сферах – это тоже представители быстро растущей отрасли. Следует отметить, что в основном курортные объекты арендованы или находятся в частных руках, но все это, тем не менее, составляет национальную экономику Абхазии.
То есть у нас есть и экономика, и разные ее отрасли, которые из года в год показывают неплохие результаты, но наряду с этим существует множество предприятий, которые находятся в состоянии кризиса или финансового застоя. Чтобы исправить ситуацию им необходима поддержка извне или со стороны государства, ресурсы которого, к сожалению, сегодня ограничены.
У нас заключены межгосударственные и межправительственные договоры в которых четко обозначены сферы вложения средств в культурные, дошкольные и школьные учреждения, в медицину, коммуникации… Но наша экономика должна самовоспроизводится, поэтому так важен производственный сектор, чтобы полученные от объектов доходы вкладывались в производство, но такое не происходит, и это негативный момент.
Теперь, что касается предпринимательства: созданная в 90-х годах законодательная база поощряет производство во всех сферах жизнедеятельности. Это не только налоговое, но и таможенное законодательства, но и условия на которых происходит приватизация республиканско-муниципального имущества.
К сожалению, очень мало приватизировано и еще меньше создано крестьянских фермерских хозяйств, поэтому очень хорошо, что существуют вложения в том числе и российские именно в сельское хозяйство, так как это напрямую влияет на обеспечение продовольственной безопасности.
На мой взгляд, в целом, наше государство проводит верную экономическую политику, но последние годы, особенно в условиях пандемии, происходит закрытие множества малых и средних объектов. Более того, имеет место самая главная проблема с которой они сталкиваются – это ограниченный доступ к дешевым кредитам.
В целом наша налоговая система поощряет предпринимательство, но когда мы сравниваем ситуацию по малым и средним объектам с высокодоходными, то, последние, меньше всего испытывают налоговый пресс и налоговую нагрузку. Это дает им возможность создания собственных фондов на развитие и обновление производства, на достойную оплату труда и многое другое.
Задача государства обеспечивать формирование доходной части госбюджета и одновременно поощрять развитие предпринимательства. Чем лучше развито предпринимательство, тем выгоднее государству.
Ученые и специалисты предлагают разные механизмы решения проблемы, в том числе – введение собственных денег, но многое у нас связано с интеграцией и договорённостями с РФ.
Официальная денежная единица в республике – рубль, но официально заключенного договора с РФ о том, что мы можем пользоваться российским рублем, у нас нет. Поэтому главная проблема и для государства, и для предпринимателей – это недостаток финансовых средств, и нашему государству нужно думать, каким образом решить эту проблему. Я считаю, что следует официально заключить договор между Нацбанком Абхазии и Центральным Банком России о постоянном обеспечении республики необходимой денежной массой. Но при этом нужно знать какое количество денег необходимо в обращении, так как большая часть товаров завозится в республику извне, и основная денежная масса утекает из Абхазии.
Вторая, не менее важна проблема, которая больше всего тормозит развитие национального предпринимательства – это импорт товаров, которые в достаточном количестве производятся Абхазии. Это разные виды воды – газированные, негазированные и сладкие, которые ничем не уступают импортированным. Здесь государство должно сыграть ключевую роль: на ввоз производимых в стране товаров должны быть наложен либо запрет, либо повышены ставки таможенных пошлин. Такая мера применяется во многих странах мира, в том числе и в РФ. Другими словами, следует разработать антимонопольное законодательство обеспечивающее добросовестную конкуренцию.
По законодательству государство не может предоставить предпринимателям льготы по налогам и таможенным платежам индивидуального характера, но это можно сделать для отраслей, например – для сельского хозяйства, которое сегодня нуждается в такой поддержке. Это может быть не только льготное налогообложение, но и отсрочки платежей.
Говоря о помощи предпринимательству со стороны государства, то здесь самое главное – равный подход. Сегодня имеет место проблема, которая волнует местных предпринимателей – это ввозной НДС.
Между Абхазией и Россией заключён договор о беспошлинной торговле и вместо него власти Абхазии ввели налог на добавленную стоимость на импортируемые товары. Когда на общую сумму накладываются 10% и плюс еще сбор, сумма доходит до 13% и ее не могут осилить наши предприниматели.
В тоже время необходимо отметить, что очень большое количество товаров, решением правительства освобождено от этого вида налогообложения – это лекарственные препараты, продовольствие, технологическое оборудование и многое другое.
Я участвовал во многих заседаниях парламента и администрации президента с участием предпринимателей – никто из них не отказывается платить НДС,но для них важно установить оптимальную его ставку.
С другой стороны я понимаю наше правительство: от ввозного НДС в казну государства поступает порядка 700-900 миллионов рублей. Более того, товар проще администрировать – таможенные органы передают соответствующую информацию налоговой службе. Стоит также признать, что есть очень добросовестные, но и недобросовестные предприниматели, те, кто ведет теневую торговлю или распределяет товар по разным торговым точкам… У налоговых органов существует боязнь, но она не должна ущемлять интересы предпринимателей, поэтому следует ужесточить меры контроля и надзора со стороны органов власти на местах.
Когда я входил в состав комиссии по налоговой реформе при парламенте, мы пришли к общему мнению, что систему налогообложения надо менять путем введения градации предпринимателей, но прошло пять лет и ничего не изменилось.
Так же были предусмотрены меры о переходе на упрощенную систему налогообложения – проект подготовлен и представлен в администрацию президента. Кстати, некоторые министры, которые участвовали в разработке этого проекта и сегодня находятся у власти.
Законопроект необходимо оперативно доработать и принять. Нужно предоставить возможность предпринимателям самим выбирать тот режим налогообложения, который им наиболее выгоден, но с определенными ограничениями. Следует пересмотреть и налог с оборота, который мучает сегодня многих предпринимателей – необходимо перевести их на общую систему налогообложения.
Я бы отметил еще один важный аспект функционирования предпринимательства на который, к сожалению, мало обращают внимания – очень актуальный для Абхазии законопроект о государственно-частном партнерстве. В нем прописано, как могут взаимодействовать частный бизнес и государство в разных инфраструктурных проектах.
Стоит подчеркнуть, что деятельность предпринимателей начиная с их регистрации, функционирования, запрета на нелегальное хозяйствование и др., четко регламентирована. То есть, они обязаны соблюдать все нормы и правила, установленные в Гражданском кодексе, тем более, что они содействуют предпринимателям функционировать легально.
И, главное, есть еще один очень хороший закон, который защищает права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: в нем четко прописано в каких случаях и какими должны быть их действия, при проведении госнадзора и госконтроля. Этот закон ограничивает деятельность представителей разных контрольных органов. Если будет принят еще и закон о госслужбе, то надо будет соблюдать нормы, которые заложены и в области учета отчетности, и бюджетного процесса.
Но с другой стороны наши законодательные акты предусматривают и меры ответственности, как при нарушении со стороны предпринимателей, так и органов надзора и контроля.
По данным Контрольной палаты, в этой сфере выявлено много разного рода нарушений и не всегда соблюдаются заложенные в законах нормы, их исполнение и надлежащий контроль со стороны органов. Госконтроль, к примеру, должен контролировать ценообразование – это негативный фактор в Абхазии. Все прекрасно знают, что предприниматели в разных продовольственных и не продовольственных магазинах, реализуют одни и те же товары по разным ценам.
Существует Постановление Кабинета министров 2011 года о госрегулировании цен, но реализация положений этого документа практически не соблюдается. Как не соблюдается и принятое несколько месяцев назад Постановление, обязывающее устанавливать на продукты питания минимальную надбавку к оптовой цене завезенной в Абхазию продукции – 10% оптовикам и 2% в розничной торговле, что позволило бы предпринимателям безбедно существовать.
Естественно предприниматели могут устанавливать цены на товары выше своих затрат, но государство имеет право регулировать верхний уровень цен – это движение в обе стороны.
Предприниматели это постановление проигнорировали и это как раз-таки минус предпринимателям. Впрочем, и государство не принимает меры по выявлению и наказанию нарушителей. В этом плане как раз-таки нужно ужесточение, потому что основная цель государства – это защита интересов общества, особенно малоимущих граждан.